Ex oriente lux? (Свет с востока?)

Китайская джонка Китайская джонка

Для китайцев Колумб никогда не был героем. Несколько лет назад один китайский исторический журнал говорил о нем, как о "колониальном пирате", поднявшем паруса, чтобы разграбить Азию. Теперь китайские ученые утверждают, что путь в Новый Свет был проложен в V веке буддийским монахом Хун Шеном.

Синологи давно знали о путешествии монаха в загадочную страну, именуемую Фусан. Но вопрос о ее местонахождении был источником споров. Сохранились рассказы монаха, однако достоверность их ставилась под сомнение даже его современниками. И все же некоторые нынешние ученые считают, что Фусан реален, что конечным пунктом маршрута Хун Шена могла быть не только Япония, но даже тихоокеанское побережье Северной Америки...

Недавно специалист по морской истории Фак Жонпу опубликовал статью, в которой пытается приблизиться к разгадке жгучей тайны. Его главное доказательство — 35-килограммовый, похожий на пончик камень, найденный на мысе Консепшн недалеко от Санта-Барбары, Калифорния. Фан считает, что этот камень — явное доказательство того, что китайцы посещали Америку до Колумба. При этом он ссылается на свидетельства некоторых американских ученых, поддерживающих его точку зрения. Роланд Ван Хуен, морской геолог из управления геологических изысканий США, который первым обнаружил удивительный предмет, сообщает: "Дырка в центре явно сделана вручную".

Джеймс Мориарти, морской геолог из университета в Сан-Диего, также полагает, что этот так называемый камень посланцев принадлежал, по-видимому, древним китайцам. Такой камень применялся для очистки якорной цепи, пропущенной через дырку, для очистки от наросших морских водорослей. Другой камень, обнаруженный пять лет назад недалеко от Лос-Анджелеса двумя спортсменами-ныряльщиками, тоже говорит о древнем китайском присутствии. Мориарти и его ассистент Ларри Пирсон полагают, что он очень похож на жернов, а известно, что такого типа камни китайские моряки охотно использовали в качестве якорей.

Фан уверен: в III веке нашей эры китайские торговые суда ходили по Индийскому океану и могли проверить крепость своих парусов и корпуса корабля. Так что в V веке, добавляет ученый, они были вполне способны пересечь Тихий океан.

Отвлечемся ненадолго от гипотезы Фан Жонпу и перенесемся в Эквадор. Тридцать лет назад местный археолог Э.Эстрада и американцы Б.Меггерс и К.Эванс производили раскопки древней стоянки на юге страны в местечке Вальдивия. Тут их поджидало неожиданное открытие: прекрасные образцы глиняной посуды с красивой орнаментикой. Между тем иные американские культуры, в том числе и соседние, керамики, да еще такой, не знали. На свет извлекли красный сосуд из глины, с ручкой, покрытой сложными узорами. Он оказался поразительно похожим на аналогичные изделия японской культуры эпохи Среднего Дземона. Съездив в Японию, археологи убедились в правильности выводов — параллелей оказалось множество... Но вернемся к Фан Жонпу.

Свои дальнейшие доказательства китайские специалисты строят на легендах, дошедших до нас сквозь века. Сохранились сведения о путешествии, предположительно проделанном пятью монахами из. районов, где сегодня располагается Афганистан, в страну, которую они называли Фусаном. Этот подвиг упоминается в "Лян Шу" ("Истории династии Лян") и относится к V веку.

Уже известный нам Хун Шен, монах из ЦиПина, был первым, кто в первый год династии Ци (499 г.) рассказал историю о Фусане. Он сообщает, что в 458 году по западному летосчислению, когда династия Лю Сун была в силе, пятеро монахов совершили путешествие в обширную страну Фусан, которая, как описывалось, находилась за 20 тысяч ли (одиннадцать с половиной тысяч километров) к востоку от Китая.

В правдивости этой истории усомнились в 1753 году, когда Филипп Буше опубликовал монографию "Географические и физические соображения о новых открытиях на севере Великого моря". Буше утверждал, что в V веке китайские монахи основали колонию на полуострове Калифорния. Чуть позже китаист Жозеф де Гинье опубликовал статью, которую назвал "Исследования путешествий китайцев к побережью Америки и некоторых народов, живущих вдоль восточной оконечности Азии". В этой работе он уверяет, что Ван Шен Куо (Страна Татуированных Людей) и Та-Хан (Страна Великого Хана) были японским островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка, соответственно. В конце концов он заключает, что Фусан — это северо-западная часть Америки.

Разгорелся спор

В 1831 году один немецкий востоковед попытался опровергнуть гипотезу де Гинье. Опираясь на упоминания в "Лян Шуо" о лошадях и винограде, он утверждал, что Та-Хан — это Сахалин, а Фусан — Япония. Однако он совершенно забыл о том огромном расстоянии что описано в повествовании. А что касается лошадей, то недавно были найдены доказательства того, что эти животные, по-видимому, жили в некоторых частях Америки, до того как появились европейцы. И разве тот факт, что норманны назвали Америку Винлан-дом — не свидетельствует он о найденном ими здесь в изобилии винограде?

Легенда о Фусане отчаянно сопротивлялась, отказываясь умирать. В 1861 году Карл Нойман, другой немецкий востоковед, написал монографию, в которой не только отстаивал гипотезу де Гинье, но и выражал уверенность в том, что Вэн Шен Куо — это Алеутские острова, а Та-Хан — Аляска. Однако в отличие от Гинье он поместил Фу-сан в Центральную Америку. Его поддержал Эвард Вининг в книге "Бесславный Колумб", где он.привел не менее тридцати доказательств того, что Фусан — это действительно Центральная Америка.

В 1901 году Джон Фрэер дал этой истории дальнейшее обоснование в смелой статье, где указал, среди прочего, что мексиканские предания хранят легенду о посещении страны много лет назад удивительным белым человеком, который обучал их религии и различным ремеслам; причем религия, по описанию, походит на учение Будды Шакьямуни. Это, конечно, не было чем-то новым в американистике. О таинственном белом госте писали многие. Его имя? Видимо, никто его точно не знает, но в одном предании он зовется Вишипеко-ка — имя, которое, как считает Фрэер, не что иное, как транслитерация Хун Шен Бикшу. Другие ученые идентифицируют его также с Кецалькоатлем ацтеков и Кукульканом майя.

Фрэер не полагается полностью ни на китайские записи, ни на мексиканские легенды для доказательства правдивости легенды о Фусане; он старается найти ключ к разгадке среди географических названий, имен и предметов. Так, он пишет, что Гватемала, возможно, произошла от Гаутама-тлан (место Гаутамы). Оаксака, Сакатекас, Сакапулас, похоже, связаны с "Шакья". Тоже удивительно, что верховный жрец области Мистека назывался Тайасакка (человек Сакки), что. опять предполагает имя Шакьямуни. Упростив Тламакацкайотль до Тлама (наименование мексиканского духовенства высшей святости), Фрэер напоминает нам, что буддийский священнослужитель в Тибете и Монголии носит схожий титут — лама. Может быть, Копан — древний центр майя в Гондурасе — связан с названием Ко-фен, где жил Хун Шен?..

Затем Фрэер стал искать следы влияния Востока среди остатков материальной культуры древнего населения Центральной Америки. И был щедро вознагражден за терпеливые поиски. Вот некоторые из его находок: фигурка святого из Кампече, удивительно похожая на буддийского монаха в халате; окруженное ореолом скульптурное изваяние в Паленке напоминает о рупе. Расположившийся со скрещенными ногами ؽа ёиденье, придерживаемом耠двумя ягكарами, лежа⑉ими спина к спине, он напоминает индийские и!катайские изображения Шакьямуни, сидящего в позе льва; Буддийский каменؽый алтарь в Паленке; ацтекское скѣльптурѽое изваяние с головой слона, похожее на индийское божество Ганеша.Примеры можно было бы продолжить...

Что характерно для всей этой истории? Несмотря на то, что многие исследователи проявляют явный скептицизм, ни один ученый не отрицает возможности связей между цивилизациями Азии и Центральной Америки. Кто-то приводит для доказательства своей гипотезы изображения предметов искусства. Другие, не игнорируя и искусства, составляют список, включающий культурные особенности, одинаковые и для Азии, и для Америки, как-то: летоисчисление, иероглифическое письмо, игры, металлургия, изготовление бумаги, музыка, биологическое родство и так далее. Они утверждают, что самый ранний контакт цивилизованных азиатов с Америкой произошел в период царства Чу, начавшийся около 700 года до нашей эры и продолжавшийся почти до второй половины IV века до нашей эры. Китайцы, по-видимому, встречались с цивилизацией Чавин в Андах — археологической культурой индейцев северной части перуанского нагорья середины II тысячелетия до нашей эры — IV века нашей эры а их преемники достигли перуанского побережья. Культура местного населения здесь уже достигла достаточного уровня, и ошибочно полагать, что индейцы были неспособны дальше развивать свою цивилизацию без стимулирования извне, но все же китайцы, возможно, передали им свои знания о золоте, ювелирном деле, техниках окраски тканей итак и батик, флейту и искусство изготовления бальсовых плотов.

Отчего не предположить, что, начиная с IV века до нашей эры, Донгшонская, Тонкинская и Аннамитская цивилизации стали оказывать влияние на доинкскую культуру индейцев? Влияние этих древних народов было настолько сильным, что они создали фактории или колонии на равнинных побережьях Перу, Колумбии, Коста-Рики и Гондураса. Думается, вместе с ними к туземцам пришли знания о меди, отливке с помощью форм, сплаве золота с медью, окраске металлов и других металлургических процессах.

Продолжая традицию культурных контактов этих древних азиатских цивилизаций, в I веке новое поколение приступило к трансокеанским связям с Америкой. Они «исходили от индо-будди^ских цивилизаций Индо-Китая, Индонезии и Амаравати, которые находились на восточном побережье Южной Индии. По-видимому, выходцы из этих районов продолжали свои вояжи до 1200 года, когда закатилась цивилизация кхмеров в Камбодже. Каков же был их вклад в развитие индейских культур? Есть гипотеза, по которой этим 'вкладом оказались буддийские религиозные концепции, система административного деления, а также архитектурные стили и украшения, которые индейцы затем уже сами развивали на свой манер. Например, в некоторых постройках Чичен-Ицы явно угадывается восточное влияние, один из элементов которого —г фриз, украшенный искусно выполненными изображениями лотоса с листьями и корнями, как это встречается в Юго-Восточной Азии.

Архитектура майя, считает археолог Марк Дэвис, отчетливо напоминает многие камбоджийские строения, такие, как Ангкор Ват, Ангкор Тхом и другие.

Интересно, что в индейской -интерпретации, помимо изображений Кукулькана и Кецалькоатля, оперенный змей символизировал ночное небо, пожирающее лунного кролика. Хотя этот символ, похоже, в разных местах несет разные идеи, но именно такой же смысл он имеет на древних керамических изделиях китайцев.

Зонтик считался среди майя символом высокого социального положения. Нет несомненных доказательств, что они переняли его у азиатов. Но это удобное приспособление было известно народам Юго-Воеточной Азии с III тысячелетия до нашей эры. Два типа зонтиков, которые до сих пор применяются в Индии и Юго-Восточной Азии, изображены на фризах майя в Чакмультуне, на полуострове Юкатан.

Но когда же имели место контакты азиатов с цивилизацией майя? Эксперты единодушны в мнении, что они начались в середине . классического периода цивилизации майя, в 300-900 годах, и проходили более интенсивно в течение раннего постклассического периода, продолжавшегося следующие восемь веков. Уже упоминавшийся лотос и другой схожий сюжет, а именно лотос, растущий из пасти ма-кары (мифического монстра с туловищем рыбы и хоботом слона, который имеется в Чичен-Ице, так же как и в Индо-Китае, Индонезии и вообще в Юго-Восточной Азии), по-видимому появились примерно в V веке, когда школа Амаравати процветала. Другое изображение— корень лотоса, выходящий из челюстей демонической головы, которое также обнаружено в Юго-Восточной Азии и в Чичен-Ице, показывает, что трансокеанские контакты продолжались до XII- столетия.

Но — расстояние! Могли ли древние азиаты пересечь Тихий океан? Могли. Среди жителей Юго-Восточной и Восточной Азии было много умелых моряков, которые совершали дальние походы на больших морских судах. Корабли из Индии, например, часто пересекали Индийский океан и Бенгальский залив', достигая Малайи и Индонезии. Есть исторические сведения, доказывающие, что индийцы перевезли партию лошадей в* Юго-Восточную Азию. Такой груз подразумевает большой тоннаж судна. Почему не предположить, что аналогичный корабль мог перевезти несколько слонов через Тихий океан. И тем самым объяснить тот факт, что азиатский слон появился на различных барельефах и петроглифах в Центральной Америке. Очень может быть, что привезенные гиганты помогали индейцам при возведении их храмов, хотя скорее всего, ни одно животное не оставило после себя потомства на американской земле.

Путь древних судов лежал вдоль материка — до западного побережья Нового Света. Наконец, используя течение, направленное на юг вдоль американских берегов, — а древние японцы и китайцы знали об основных морских течениях, — они достигали берегов Центральной и Южной Америки.

А назад? На Запад они могли следовать с течением, проходящим как раз к югу от экватора. Оно доставляло их почти до Индонезии.

Буддизм — миссионерская религия. Буддисты всегда старались распространять Ария Дхарму вдаль и вширь. Как японские монахи Дзена и тибетские ламы распространяют слово Будды на западе сегодня, так и древние буддисты учили ему везде, где встречали восприимчивые души. Таким образом, помимо уже известного нам путешествия Хун, Шена и его людей, вполне вероятно, что и другие монахи из разных частей Азии прокладывали пути в Америку с этой же целью.
 

Античность и Средние Века

Читайте в рубрике «Античность и Средние Века»:

/ Ex oriente lux? (Свет с востока?)